Удивительно, но комплекс этот принадлежит не клубу КХЛ. Хотя под минимальные требования Континентальной лиги пока ещё подходит – вместимость трибун составляет аккурат пять с половиной тысяч. Удобных, мягких кресел. По словам руководства, на балконах можно разместить ещё полторы тысячи – итого будет семь. Тоже не слишком внушительно, но для 500-тысячного областного центра вполне. Впрочем, в Пензе, где этот комплекс построен и существует уже три года, наши зрительско-хоккейные законы работают так же, как и в других хоккейных городах: в регулярном чемпионате вполне хватает и того, что есть, а в плей-офф хоть 50-тысячник открывай, всё равно будет мало.
Если подъезжать с одной стороны, «Арена-Дизель» напоминает «Арену-Мытищи», с другой — «Арену-Омск». Но только внешне. Внутри в первую очередь поражает количество свободного пространства. Там можно кататься даже на автомобиле, и при этом не создавать проблем для зрителей.
Две ледовые арены. Главная, как уже было сказано, на 5500 зрителей, и тренировочная – на 200 мест. У каждой собственная холодильная машина, причём машины эти взаимозаменяемые и взаимодублирующие. При необходимости каждая потянет обе арены. В июле, например, ради экономии растопили лёд на главной. Тренировочная в это же самое время вовсю работает, и не простаивает: на ней тренируются ребята из ДЮСШ и эмхаэловского «Дизелиста».
Примечательно, что все окна служебных помещений, которые занимают работники клуба, выходят на малую арену. То есть за тренировками можно наблюдать «без отрыва от производства». Что, собственно говоря, и делается, а хоккеисты знают, что за ними постоянно наблюдает руководящий взор – тут не похалтуришь.
Пять комментаторских кабин, два пресс-центра – кто ещё может похвастать такими условиями работы для нашего брата журналиста? Вот только в Пензе журналистов, освещающих хоккей, вряд ли наберётся больше, чем комментаторских кабин. Причём, как это принято в провинции, практически все совмещают должности пишущих, фотографирующих, а иногда ещё и видеооператоров.
Как рассказали нам экскурсоводы, в роли которых выступила клубная пресс-служба и администрация «Дизель-Арены», проект комплекса разрабатывался в Хорватии. Разрабатывался весьма тщательно, большими умницами в части строительства, но совершенно нехоккейными людьми. Поэтому первые и весьма солидные изменения пришлось вносить ещё в бумажный вариант. Потом уже, на этапе строительства, многое пришлось переделать. Да и сейчас, по истечении трёх лет со дня ввода в эксплуатацию, кое-что доделывают и переделывают в соответствии с новыми реалиями. А о чём-то горько сожалеют, но об этом чуть позже.
Специально для болельщиков с детьми во время сезона на «Дизель-Арене» работает огромная детская комната. А у арены имеется договор с местным пединститутом, и будущие учителя отрабатывают во время матчей практику. То есть можно спокойно прийти семьёй на хоккей и сдать детей на всё время матча. Со смехом рассказывали, как один дедушка по случаю победы «Дизеля» забыл внучку в детской комнате. А спохватился только дома, увидев большие глаза бабушки. Девчонки из пединститута так и сидели до глубокой ночи и всё-таки дождались опамятовавшего деда.
Самые шикарные условия, безусловно, у хоккейного клуба «Дизель». И раздевалка самая большая, и тренажёрная солидная (год назад спонсоры расщедрились и подарили много полезных тренажёров, которых хватило бы на пару-тройку фитнес-центров). И там же, во глубине клубных помещений, начинается самое главное, что не всегда найдёшь у клубов КХЛ.
Во-первых, гостиница. Да-да, самая настоящая, но, конечно же, не для всех. С номерами любых категорий. От двухкомнатного люкса до трёхместного, если можно так выразиться, «стандарта». Живут в этой гостинице немногие холостяки самого «Дизеля», но в основном иногородние ребята из «Дизелиста». Надо сказать, неплохо живут. В каждом номере большой телевизор, холодильник, есть стиральные машинки, есть общий, на всю арену, Wi-Fi. Он, конечно, начинает шалить и глючить, когда на трибунах собирается пять тысяч болельщиков, да все с айфонами и планшетами. Но когда они собираются, хоккеистам самим не до вай-фая. Многие ли современные дворцы могут похвастать тем, что могут запросто поселить в своих недрах парочку команд?
Отдельного рассказа заслуживают клубные кухня и столовая. Куда можно запросто выписывать шеф-повара из «Националя», и ему будет совершенно не зазорно там работать. Потому что кухонное оборудование самое совершенное и позволяет сотворить любые кулинарные извращения. Сами хоккеисты (особенно «молодежка») своих поваров боготворят и считают, что это шеф-повару из «Националя» было бы не грех приехать и подучиться.
И это вы ещё не видели клубную сауну с бассейном. Сауной сейчас никого не удивишь, в новых ледовых дворцах она является привычным аксессуаром. Но у многих ли клубов есть такие бассейны, куда можно занырнуть обеими командами, основной и молодёжной, и при этом ничуть не мешать друг другу?
Нашлось во дворце и достаточно вместительное помещение для музея «Дизеля». Где, конечно, основное место отведено легендарным воспитанникам пензенского хоккея – Юрию Моисееву, братьям Голиковым, Александру Кожевникову, Василию Первухину. Есть даже свои стенды уВиталия Атюшова, Юрия Бабенко и Антона Слепышева.
И всё это благолепие располагается не сказать что в центре города, но и не на окраине. Располагается так, что вокруг – сосновый бор, где ребята занимаются на земле. Добавим сюда массовые катания по выходным, привычную ныне быструю трансформацию ледовой арены в концертный зал. Играй, «Дизель», побеждай – да и только.
Но пока не побеждает. Пока не получается. И одна из причин не просто видна невооружённым глазом. Она лежит на поверхности и вопиет. Дело в том, что в пределах «Дизель-Арены» живут, а точнее, пытаются мирно сосуществовать три больших юридических лица: некоммерческое партнёрство «Хоккейный клуб «Дизель»», детско-юношеская хоккейная школа, находящаяся на балансе областного спорткомитета, и непосредственно руководство самой арены. Ничего удивительного нет в том, что у каждого из этой могучей тройки свои собственные задачи и своё собственное видение их решения и перспектив. Задачи эти пересекаются далеко не всегда, а вот взаимные конфликты случаются сплошь и рядом.
В других хоккейных городах, где существует подобная вертикаль, через это уже давно прошли и выработали единственно верное решение. Когда все структуры подчиняются одному руководящему лицу, которое и несёт всю ответственность за развитие областного хоккея. Он сам с себя спрашивает за качество подготовки хоккеистов в собственной ДЮСШ для собственной команды. И сам находит компромиссные решения между лишней тренировкой и концертом, скажем, Стаса Михайлова.
А вот в Пензе так пока не получается. Говорят, современные российские законы не позволяют объединить все хоккейные структуры под единым центром. Странно, видимо в Пензе другие российские законы, нежели в Челябинске, Ярославле, Уфе и многих других хоккейных городах, где этот вопрос давно решён.
Быть может, ещё и поэтому Владислав Третьяк, который про шикарную пензенскую арену не просто знает, а самолично её открывал, не торопится засыпать Пензу турнирами под эгидой ФХР и ИИХФ. Хотя такой ледовый комплекс достоин их в полной мере.
Но пока ограничивается только ВХЛ и МХЛ-Б.
|